Для родителей

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Возрастные особенности детей 10--11 лет

В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он

повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть

многие трудности.

Дело в том, что многих возрастных

особенностей детей этого возраста родители не понимают.

Руганью и недовольством родители только лишь усугубляют ситуацию. Нужно понимать,

что для подростка это трудное время. Он осознаёт перемены в собственной жизни, видит,

что теперь взрослеет. Ему необходима поддержка взрослых, он активно её ищет. Поэтому

старайтесь проводить с детьми больше времени, доверительно общайтесь, разговаривайте.

Тогда вы станете надёжной опорой в то время, когда мир вокруг для ваших детей

буквально меняется.

Конец детства

Возраст 10-11 лет психологи называют концом детства. Это связано не только с

переходом в разряд подростков. Меняется очень многое, в том числе мнение ребёнка о

себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время стал гораздо опытнее, многому

научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё ребёнок, который любит игры,

общение с друзьями, а его планы на будущее часто меняются.

У этого возраста присутствуют некоторые

особенности, которые стоит понимать родителям. Их можно охарактеризовать

следующим образом:

 подросток сам понимает, что взрослеет, осознает свой новый статус;

 поведение нормализуется, он готов к диалогу с родителями;

 среди взрослых выделяет тех, кто пользуется авторитетом;

 обращается к родителям за помощью.

Сейчас большинство детей признаёт авторитет старших и тянется к ним. В этом возрасте

им не терпится вступить в новый для них мир взрослых, так что общение со взрослыми

приносит большое удовольствие. Опять появляется желание заслужить похвалу,

поощрение от родственников, учителей.

Психологические особенности

Взросление — процесс непростой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не

совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов.

Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности

поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать

положительными, а другие — отрицательные — хочется скорее исправить. Родителям

нужно проявить терпение, ведь 10 лет — тоже непростой возраст.

Позитивные проявления

Сюда можно отнести:

 повышение самостоятельности, рост чувства

ответственности за свои поступки;

 расширение интересов;

 появление планов на будущее.

Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста,

необходимо правильное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то

позитивных сторон можно и не дождаться.

Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей

подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным.

Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности,

больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.

Негативные проявления

Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на

происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не

будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. К

ним относятся:

 частые смены настроения;

 огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;

 протесты против запретов.

Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители

что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать

агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно

посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную

«систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину,

разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое

замечают, многое видят и знают о жизни своей семьи.

Общие проблемы всех подростков

Все дети разные, но в данном возрасте проблемы у них одни и те же. Все проходят через

взросление физическое и психологическое. У всех в тот или иной момент могут

возникнуть следующие проблемы:

 высокий уровень тревожности, неуверенности в

себе;

 мальчиков беспокоит, что они медленно растут;

 девочки начинают волноваться из-за внешности, лишнего веса;

 начинается гормональная активность, детей начинают заботить темы

сексуальности, личной жизни;

 начинается пора первых влюблённостей;

 хочется как можно больше свободы и независимости;

 родителей и взрослых уважают, но стараются больше времени проводить со

сверстниками.

Потребуется время, чтобы они пришли в согласие с собой. Не стоит сильно нервничать,

такие проблемы были и будут у всех подростков. Главное, что родители могут помочь

детям облегчить ситуацию.

Как могут помочь родители

С высоты своего опыта каждая мама может сказать дочке, что для 11 лет её рост и вес

нормальные, а если нет — впереди ещё много лет, чтобы это исправить. Первая

влюбленность часто вызывает смех у взрослых. Проблемы в школе не кажутся родителям

такими уж важными. Это большая ошибка — так легкомысленно относиться к тому, что

сильно беспокоит детей. От вас не всегда ждут совета,

но поговорить, довериться — бесценно.

Лучше всего ещё до этого возраста попытаться выстроить доверительные отношения с

ребёнком. Тогда он не побоится прийти к вам в трудный момент. Смеяться или ругать,

называть детские проблемы глупостями не стоит. Это лишь уверит ребёнка в том, что вы

— взрослый и мудрый — не можете его понять. Соответственно не можете и помочь, и за

помощью он будет обращаться к кому-то другому.

Несколько советов для родителей подростков

Чтобы помочь своим детям, в первую очередь, нужно понимать психологические

особенности возраста. Без этого ничего не получится. Пусть вам кажется, что ваш сын или

дочь развиваются не так быстро, как должны, мало читают, не слишком внимательны или

увлекаются откровенной ерундой. Отбросьте свои мысли и попытайтесь вспомнить себя в

этом возрасте:

 что для вас было важно;

 как реагировали родители на ваши проблемы;

 к кому вы шли за советом.

Можно предложить родителям несколько простых советов по воспитанию и общению в

этот период:

 говорите с ребёнком, даже если тема не самая простая или деликатная;

 больше рассказывайте о себе в его возрасте;

 не стесняйтесь говорить с детьми, общайтесь открыто;

 занижать перед ребёнком значимость его проблемы — ошибка;

 не показывайте им свою любовь, но говорите комплименты;

 внимательно следите за изменениями характера ребёнка.

Так вы поможете ребёнку гораздо больше, чем если будете осуждать, высмеивать или

ругать его.

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

Физические

1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.

2. Может пренебрегать своим внешним видом.

Предлагаем:

1. Использовать прогулки, поездки, экскурсии.

2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.

Интеллектуальные

1. Нравится исследовать все, что незнакомо.

2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.

3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.

4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.

5. «Золотой возраст памяти»

Предлагаем:

1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»

2. Идти дальше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами, сочинять, творить, придумывать

3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. Указать, где можно найти информацию: в книге, в Интернете, по телевизору, спросить у старших и т.д.

4. Предложить делать коллекции.

5. Научить ребенка знать и любить  книги.

Эмоциональные

1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.

2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.

3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.

4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

Предлагаем:

1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.

2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.

3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.

4. Учить свободе от страха. Вместе решать конкретные проблемы.

Социальные

Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

Предлагаем:

Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я свят для тебя», не изолировать себя от сверстников. Помогать сопереживать другим людям.

Духовные

1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.

2. Нравятся захватывающие рассказы.


Избрание положительных героев из литературы. Познакомить с героями настоящего времени.

Семейные традиции и способность ребёнка трудиться в коллективе и семье

Памятка для родителей:

• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не прости о помощи.

• Поручения, которые, вы даёте ребёнку, должны соответствовать его возможностям.

• Не говорите постоянно дома о том, что работа для вас наказание и каторга.

• Будьте примером для ребёнка в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно.

• Старайтесь следить за своей речью, не забывайте, что слова могут материализоваться.


Домашнее задание.

1. Научите его стирать собственное белье.

2. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.

3. Выберите с ребенком его постоянные обязанности в семье. Ребенок должен понимать, что именно он должен их выполнять. Не выполняйте их за него.

4. Хвалите ребенка за его успехи в труде, не ругайте, если что-то не получилось.

5. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.

Памятка родителю от ребёнка

Памятка родителю от ребёнка


Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.